Guest Book :: Discography :: Photo Gallery :: Music :: Main

Rush

Rush   Страна: Канада. Исходный состав: Geddy Lee (vocals, bass, keyboards), Alex Lifeson (guitars), John Rutsey (drums). Начиная со второго альбома, ударником становится Neil Peart - он же автор всех текстов. С тех пор состав неизменен.

   Rush стали самой заметной величиной в канадской роковой музыке со второй половины 70х годов. Уроженцы Торонто вокалист и гитарист Алекс Лайфсон (потомок сербских эмигрантов, его настоящее имя Алекса Животич) и Гедди Ли (вокал, бас, гитара) вместе с первым ударником Джоном Ратси организовали коллектив в октябре 1968 года - это было естественной реакцией на успех роковых трио Cream и Jimi Hendrix Experien ce . Довольно долгое время они выступали в барах, колледжах и на хоккейных аренах. Впервые на сцене появились в 1973 году в Торонто, предваряя выступление New York Dolls. Сидевший среди публики продюсер Тони Браун, уже работавший с Procol Harum и April Wine, предложил им записать диск. Но дебютный альбом `Rush` был выпущен лишь после того, как все крупные фирмы Северной Америки отказались финансировать его. Затем в 1974 году их взяло под свое крыло американское книжное издательство ATI, внимание которого привлекла "научно-фантастическая" тематика песен Rush. Это издание поспособствовало заключению контракта ансамбля на двести тысяч долларов и запись двух альбомов с фирмой Mercury. К этому времени коллектив стал более опытной, развитой и оригинальной командой, безжалостно отбрасывающей в своей музыке все, что представлялось ей маловажным и неинтересным. Когда во время американского турне 1974 года произошла смена ударника - Ратси ушел из-за слабого здоровья и расхождения взглядов на тематику дальнейшего творчества ансамбля - оказалось, что Нил Перт (псевдоним Николы Петровича, тоже серба по происхождению) способен многое добавить в лирическую выразительность ансамбля. Одновременно музыка трио стала менее предсказуемой и наполненной мистическими оттенками. Удачным стал диск `Caress of Steel` с выпущенной синглом песней By Tor and the Snow Dog.

   Итак, Rush стали первой группой, которая взялась плести кружева из традиционного хард-рока. Стилистика всех трех дебютных альбомов - это сложный и виртуозный, до предела насыщенный аранжировками "тяжеляк", собственно, продолжение начатого в 1973 году группой Black Sabbath "одухотворения" метала, только канадцы использовали для этого не арт-роковые структуры. Базис хард-рока остался неизменным, но вместо энергетической ценности с повторяющимися риффовыми рефренами и традиционными соло-проходами, впервые появилась ценность интеллектуальная. Усложнение структуры, отказ от монотонности, частая смена тем и ритмических рисунков, активное использование акустики - характеристики дебюта Rush и двух дисков 1975 года.
   Но оба эти альбома не произвели особого впечатления на канадскую публику, хотя в ретроспективе это удивляет. Группа звучала грубо и жизненно, а вокалист вполне напоминал более позднего Эксл Роуза из Guns'n'Roses. Положение начало меняться лишь когда в 1975 году парни отправились на совместное турне с Aerosmith и Kiss.

   Трудно представить, но именно в самое плодотворное для ансамбля время (четыре альбома за полтора года) они чувствовали себя в сильнейшем кризисе. Альбом `Fly by Night` был принят вполне равнодушно, музыканты сидели без денег, фирма - без прибылей. Но диск `All the World's a Stage [live]` стал решающим в создании их репутации эпических рассказчиков фантастических военных историй, равно как утверждении музыкального образа и по праву занял почетное место в анналах роковой музыки. На целой стороне этого диска была протяженная композиция о парне, сбежавшим в другой мир после открытия им для себя электрогитары. "Еще сегодня фэны в своей почте утверждают нам, что "2112" для них лучше всех, - говорил позже Алекс. - Как будто это был наш пик, а после этого мы только стремились вниз". Этот лонгплей стал первым "золотым" для ансамбля.
  Группу сразу заметили критики, но подлинный триумф и признание за океаном пришли с выходом альбома "2112" с одноименной эпической философско-футуристической пьесой протяженностью в пол-альбома. Стремление к концепции, длинным развернутым полотнам без пауз, которые практиковали в первой половине 70-х монстры арт-рока, стало характерным для Rush среднего периода. Диск "Прощение Королям" (1977) стал вообще одним из шедевров как в дискографии группы, так и всего прогрессивного движения в рок-музыке. Все возрастающее значение клавишных в построении композиций, удивительное богатство аранжировок, непрерывное развитие тем способствовали "внедрению" канадцев в высшие эшелоны интеллектуального рока, критики неизменно ставили группу в один ряд с гигантами арт-рока Yes, Genesis, Eloy, Pink Floyd. Это было справедливо, по крайней мере в отношении глубины композиций и техники исполнения. Стилистически же это была самая "тяжелая" из интеллектуальных групп, и музыке того периода более подходил термин хард-н-арт (кстати, начиная с 1989 года так называемый прогрессив-метал Fates Warning, как две капли воды похож на звучание Rush среднего периода, только канадцы играли разнообразнее и виртуознее).

  Альбом 1978 года продолжает успешную линию диска "2112"; как и оба предыдущих проекта, одну сторону пластинки занимает развернутая концептуальная пьеса, а на другой размещены три композиции с традиционной уже арт-балладой. Программа по всем характеристикам также относится к шедеврам прогрессива.
   Стиль группы было трудно положить на полочку с одним названием. В начале карьеры их часто называли "вымороченными Led Zeppelin". От этого ансамбля Rush взяли построение гитарных партий, сценические манеры. Одни обозреватели называли их музыку "облагороженным хард-роком". Однако интеллигентные Rush имели отношение, скорее, к другому жанру, представителями которого были Pink Floyd, Genesis и Yes - от последних трио заимствовало гармоническую и ритмическую структуру произведений, тематику песен о "далеких пределах" и "граничных линиях", грандиозность, часто доходящую до напыщенности. Тонкий фальцет с носовым оттенком ведущего вокалиста Ли также вызывает ассоциации и с Робертом Плантом, и с Джоном Андерсоном. К тому же трудно было ожидать, что подростковая публика, из которой формировались поклонники хард-рока, воспримет тексты Нила Перта, от которых отдавало Оруэллом. Но если Yes и Led Zeppelin прилагали все усилия, чтобы расширить выразительные возможности роковой музыки, Rush этого не делали и делать не собирались.

   Лайфсон и Перт зарекомендовали себя инструменталистами мирового класса, обладающими выдающейся техникой. Ли, основной автор материала вместе с Лайфсоном, особенно хорошо проявлял себя в спокойных балладах, хотя сам предпочитал более динамичные номера. Все вместе они создали неповторимый климат своих композиций с ломаными ритмами, характерными, точными до долей секунды брейками.
  Некоторое изменение построения альбомов наметилось в 1980 году. Пьесы длиной в 20 минут получили отставку, программы отныне стали вмещать в себя по 6-7 достаточно продолжительных композиций с еще более усилившимся влиянием клавишных. Музыка стала чуть более доступной, но не менее выразительной и виртуозной. Собственно арт-роковые структуры стали превалировать над металлическими. Отныне - на фоне определенного кризиса монстров арт-рока - прогрессивное движение возглавили Rush, причем благосклонно к группе в равной степени относилась и публика, и критики.
Rush   Первая песня с альбома "Permanent waves" даже оказалась среди лидеров хит-парада "Billboard", а начиная со следующего и вплоть до творческого пика в 1985 году, каждый проект канадцев занимал самые высокие места в ведущих изданиях ("New Musical express", "Rolling Stone" и другие). Издающийся с 1984 года "Metal Hammer" отводил Rush вообще только первые места. И действительно, одновременно глубокие и мелодичные программы группы первой половины 80-х демонстрировали дальнейший рост, тогда как их "ровесники" Kansas, не говоря уже о более ранних гигантах прогрессивного рока, пребывали в глубоком кризисе. В те годы лишь три группы разрабатывали "серьезную" жилу - это герои материала, проявившие удивительную стабильность, совершенно новая английская команда Marillion и заново родившиеся семь лет спустя после первого распада King Crimson.
   На диске `A Farewell to Kings` они представили вниманию слушателей космическую оперу Cy gn us X-1, в которой рассказывалось о том, как астронавт пролетает через черную дыру в космосе. С этого момента их музыка становится гораздо яснее и чище, по филигранности выделки напоминая ювелирные изделия. В новой стилистике появились элементы симфонии (A Passage to Bangkoo) и эпические сюиты, конкурирующие с Close to the Edge - Xanadu, Hemispheres и инструментальная La Villa Stangiato. Для этого этапа деятельности Rush характерно сочетание необычных мелодических идей и текстов, наполненных контрастами, парадоксами и оригинальными темами. Подобный же стиль трио предъявило и на альбоме `Permanent Waves`, ставшим бестселлером по обе стороны океана. "Отдельные места с этого альбома вдохновлены спокойствием после бури, когда первые лучи солнца пронзают тучи", - давал Алекс Лайфсон ключ к самым волнующим и самым зрелым, напоминающим Дебюсси композициям. Ясный, действенный, точный и синхронный арт-хард-рок в исполнении Rush получил все шансы обольстить широкого слушателя. Свои самые великолепные сюиты группа представила на втором концертном альбоме `Exit...Stage Left`, где в одну симфонию соединены композиции The Trees, Xanadu и инструментальная Broon's Bane.

   В конце 70х, самый удачный период своей карьеры, Rush за свой грандиозный, симфоничный и философичный рок дважды получали премию "Джуно" (канадский аналог Грэмми) как лучшая группа года. А два больших британских турне 1977-8 годов обеспечили им международный успех.
   С 1982 года трио склонилось к исполнению более "песенного", доступного широкой публике рока, с искоренением сольных инструментальных вставок и увеличению роли электроники вплоть до появления электронной перкуссии. В этом же направлении двигались Yes , так что главный хит последних того периода Owner of a Loneny Heart вполне можно принять за творение Rush. Появилось в музыке и влияние Police, заключающееся в сходном использовании элементов рэггей. Вокальная манера Ли стала более статичной. Хотя еще записывались отдельные отличные песни - Subdivisions, The Analog Kid, Losing It, Afterimage и Marathon - от всего этого отдавало попсой.

   На альбоме Presto, закончившим 15-летнее сотрудничество с концерном Phonogram и начавшим новую эру под эгидой Atlantic, клавишные отступили на второй план, а вперед снова выдвинулась электрогитара, по мнению Алекса, "наиболее эмоциональный инструмент, в трехчленной раскладке неизбежно ведущий".

  Восходящая линия творческого роста Rush привела их к альбому 1984 года, воплотившему в себе все лучшее, к чему стремились музыканты с момента образования. Но подлинным подарком меломанам оказался очередной диск "Power windows", на котором канадцы просто превзошли самих себя. Это был не только самый лучший альбом года, но ярчайшая жемчужина в короне рок-музыки. Самый глубокомысленный, самый яркий, наиболее приверженный классическому арт-року - далеко не все эпитеты, которых заслуживает программа 1985 года. Подобного звучания Rush не достигали никогда; при всех прошлых заслугах они умудрились еще раз произвести революцию в застоявшемся болоте прогрессива. Определенно, столь уникальному и неповторимому саунду в какой-то мере Rush обязаны продюсеру Peter Collins (см. материал о продюсерах и других в конце книги) и звукорежиссеру James Barton.
  Для воплощения в жизнь очередного проекта было решено прибегнуть к помощи тех же Коллинза и Бэртона, равно как и студии ("The Manor", Оксфордшир, Англия). Это было ошибкой. Дорога повторения прошлого, пусть даже и замечательного, редко давала стоящие плоды. Только движение вперед, пусть рискованное. Но "Hold your fire" иначе, как пародией на предыдущий диск не назовешь- И снова ошибка - наспех поменяли продюсера и техперсонал. Новым руководителем звука стал Rupert Hine. В итоге мы имеем три самых слабых программы ансамбля (1987, 1989, 1991). Да, с поп-музыкой Rush, в отличие от многих, и не думали заигрывать. Действительно, на фоне упадка тех же последователей группы, Fates Warning, все эти Рашевские продукты можно смело считать добротными, но... Это было топтанием на месте, выжиманием последних соков из некогда сочнейшего фрукта.

  И что же? Конечно, поиск новых путей развития своего музыкального фундамента, очередное изменение курса при обязательном сохранении Цели: исполнять прогрессивную музыку в Своем оригинальном стиле. Альбом "Counterparts" занял второе место в итоговом (годовом!) чартсе рок-альбомов журнала "Billboard". Манера не изменилась, но вместо бледных тем на дисках-предшественниках слушателю был предложен просто сногсшибательный материал. Группа вновь двинулась в направлении тяжелого саунда, но уже с использованием конкретной энергетики Power-metal. При полном сохранении "фирменной" структуры, на передний план были выдвинуты мощные гитарные риффы в манере поздних Black Sabbath. Аналогии, впрочем, отдаленные - это все-таки старый, но вечно молодеющий Rush. Примечание: последний альбом - очень болезненный щелчок по носу Deep Purple, Van Halen и даже Оззи Осборну! Канадцы нынче однозначно застолбили и эти пространства хеви-метал, а для фанов оговоренных команд приоткрыли очень нужную дверь... На концертах ансамбля клавишные ведет Andy Richards.


  Заметки: Этот сайт оптимизирован под разрешение экрана 1024x768 и выше.Наиболее лучший вид в браузерах Mozilla 5(1.6), MSIE 6, Opera 7.11 и выше.